Часто говорят, что Православие – «не от мира сего». Так оно в самом деле и есть, и в этом его сила. Но даже сами православные не всегда помнят об этом, не всегда отдают себе отчет, что это значит.
Это значит, предмет нашей веры и руководящая сила всей нашей жизни – в невидимой реальности: «Мы ходим верою, а не видением» (2Кор. 5:7). Это значит, всю свою жизнь, день за днем, мы ведем борьбу, невидимую брань «не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Это значит, мир понятия не имеет, куда обращены наши молитвы, даже не признает реальности тех, от кого мы непрестанно получаем помощь в нашей борьбе: ни Самого Бога в трех Лицах, ни Пресвятой Богородицы, ни ангелов, ни святых.
Это значит, мы живем по закону не только чуждому, но и прямо противоположному законам мира; мы не видим смысла нашей жизни в успехе, довольстве и счастье, но – будь на то Божия воля – благодарно принимаем страдания, боль, унижения и горе; мы не ищем себе оправданий в естественных человеческих пристрастиях, а, напротив, опираясь на помощь и учение Церкви, распинаем их, помня сказанное: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13).
Это значит, мы не собираем себе богатств на этой тленной земле, но всегда помним о назначении нашей нетленной составляющей – нашей души; мы стремимся построить свою жизнь так, чтобы избежать страшного адского пламени, ожидающего тех, кто отвергает Бога или пренебрегает Его служением, всеми силами стремимся быть среди тех, о ком будет сказано: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Иеромонах Серафим (Роуз)