Совѣща́ша же а҆рхїере́є, да и҆ ла́зарѧ убїю́тъ (Иоан 12:10)
Архиереи - это Анна бен Сеф и его зять Каиаффа, возглавлявший Синедрион на момент ареста Христа. Предшественник Пилата, Валерий Грат, менял первосвященников Храма Соломона чуть ли не ежегодно. Но Анна обладал мощным влиянием среди саддукеев, его семья контролировала политику иудейской элиты вплоть до разрушения второго Храма.
С точки зрения саддукейской верхушки (и интересов семьи Анна) было необходимо избавиться от внесистемного Христа. Даниил предсказал пришествие Мессии с точностью до года (Дан 9:26). Иудею наводнили проповедники-мессии всех мастей — от шарлатанов до душевнобольных, но реально опасен был только один. И даже не сам по себе Христос с "любите врагов ваших и благословляете ненавидящих вас", а скорее направленность его проповеди против садукее-фарисейского истолкования закона — своего рода свобода быть сынами божьими без и помимо церковной аристократии. Чего иудейская теократическая элита не могла допустить.
Особенно остро вопрос встал после неопровержимого чуда воскресения Лазаря и триумфального шествия Иисуса в Иерусалим. В Храм пальмового дня входит царь Израиля и очевидный помазанник Яхве — Мессия. Более того, этот Мессия еще и распоряжается в Храме, как власть имущий: плетью выгоняет менял (а это, простите, серьезный источник дохода), столы с товарами опрокидывает, читает проповеди в которых священноначалие выглядит, мягко говоря, некрасиво. Но главное преступление Христа — с ним не договориться.
С кем только не разруливали многоопытные служители второго Храма: с персами, с эллинами, с сирийцами, с идумеями, с римлянами. Но с пророками Яхве (являвшимися для элиты религиозными фанатиками) договориться было невозможно, поэтому их традиционно убивали. Потом, разумеется, вписывали в пантеон провидцев и приносили традиционное сожаление... потом, когда прямая опасность для теократии исчезала.
В принципе, за исключением масштаба, ситуация с Иисусом мало отличалась от предидущих избиений пророков, полит-технологии которых были саддукеем хорошо известны. Однако, их останавливала опасность быть разорванными на части своими же согражданами — "Весь народ с утра приходил к Нему в храм" (Лук 22:38). Т.е. Иерусалим был в Храме с Христом, люди не случайно с утра приходили — опоздай на пол часа и в Храм не войти, даже к дверям не подойти. Синедрион и храмовая тусовка вполне могла получить избиение пророков наооборот. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры... да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии" было уже объявлено самим Христом (т.е. царем), а следовательно, подобное насилие было бы легализовано в глазах народа. Да и жители Иерусалима симпатий к своей наглой, вороватой элите не испытывали. Кивок головы, жест, намек, одно слово к апостолам... и священноначалие было бы уничтожено в течении нескольких часов. Но этого не произошло. Наооборот, кажется будто синедрион не особо боялся всенародной расправы, хотя и не дерзал прилюдно оскорблять или пытаться арестовать Иисуса.
Но почему?! Почему, не смотря на очевидную опасность даже физического уничтожения, архиереи вдруг торгуются с Иудой и предлагают ему жалкие 30 серебряников — двухмесячная плата разнорабочего, меньше чем цена раба на рынке?! Почему рискуют посылать фарисеев с каверзными вопросами, спорят с Христом в присутствии народа... они не видели опасности?
Хмм.... Не верится, чтобы Анна, выросший (и выживший) в среде дворцовых и церковных интриг, не обладал достаточным чутьем на любую (даже потенциальную) угрозу. Скорее всего, немедленной опасности саддукеям не было. Почему?
Мое объяснение: саддукеи понимали, что Христос — минимум пророк (возможно мессия) и обладает силой духа Яхве, которым не раз пользовался для обуздания ярости толпы. Учение Христа они знали не хуже апостолов и, наверное, не видели причин боятся царя, чье царство "не от мира сего". А настроением Иерусалимлян управлять они умели. Нужно было мудро выжидать и убрать Иисуса когда сложится подходящая ситуация. Чему и поспособствовал Иуда.
С точки зрения элиты, арест и казнь Христа была чрезвычайной грамотной операцией. Гнев народа был аккуратно канализирован в обратную сторону — "Кровь его на нас и детях наших!" Пилату, который вдруг попытался сохранить узнику жизнь, убедительно показали каков будет донос в Рим: "если отпустишь Его, ты не друг кесарю. Всякий, делающий себя царем, противник кесарю". Незначительная оппозиция в лице Никодима была легко нейтрализована — его просто не пригласили на суд синедриона. Наконец, досадная недоработка с Христовым воскресением решилась простым вливанием бабла и пропагандой — "они же довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до игемона, мы убедим его, и вас от неприятности избавим".
Теократия одержала очевидную (для нее) безоговорочную победу. Что, в некотором смысле, спасло Иерусалимскую церковь от гонений. Ну какие гонения, если первый христианский собор состоялся в Иерусалиме, если Петру и Иоанну, всенародно исцеливших хромого именем Христа, погрозили пальчиком и отпустили. Того же Лазаря даже не убили (хотя хотели), посадили на лодочку без весел, которая благополучно привезла его на Крит. Да, какое-то количество христиан покинуло Иудею после убийства Стефана в 33 году, но существенная часть осталось и сформировала устойчивую "иудо-христианскую" общину, сочетающую веру в Христа с обрядовым иудаизмом.
Массовых гонений подобных римским в Иерусалиме не было... но ведь могли бы быть. И посколько их не было, мы можем сделать вывод, что церковно-политический аппарат не видел большой опасности со стороны христианской общины — субботу соблюдают, подати платят, а то, что проповедают Христа воскресшим... так кто их слышит? Что такое несколько тысяч человек для полу-миллионного Иерусалима. А если сильно разростутся, можно убрать еще пару лидеров, или отправить еще часть общины в изгнание. Иудейская элита была в себе абсолютно уверена и, как часто бывает в истории, эта уверенность обернулась проклятием.
Иерусалимскую церковь возглавлял Иаков праведный — сын Иосифа, обручника Марии, по иудейскому закону — брат Христа. Иаков был человеком незаурядным и глубоко почитаемым как христианами, так и иудеями. По-видимому, духовный авторитет Иакова вырос достаточно, чтобы санкционировать его убийство. В 62 году фарисеи заманивают Иакова на крышу Храма, сбрасывают вниз и закидывают изуродованного старика камнями. Вроде бы еще одна хорошо спланированная операция по зачистке опасного конкурента, но... история срывается в штопор, и клятва "кровь его на нас и детях наших" неожиданно становится реальностью.
Через год после смерти Иакова, Анна делает первосвященником своего младшего сына — Анна бен Анна. Одновременно, в Иудею приезжает новый прокуратор — Гессий Флор, приятель супруги Нерона, Помпеи, и большой любитель пограбить вверенные ему территории. В Иудее начинается хаос: войска Флора грабят население, вымогают откупные, в том числе и с Храма Соломона, поддерживают террористическую секту зелотов-сикариев, совершают массовые казни гражданских лиц при одном намеке на сопротивление. В стране начинается восстание. В качестве контр-меры Флор объявляет охоту на евреев по всей Палестине. В городах с преобладающим эллинским населением евреев вырезают почти полностью, оставшихся в живых продают в рабство. Восстание набирает обороты.
В 66 году Флора срочно меняют на Марка Антония Юлиана, человека рассудительного, знакомого с палестинской спецификой... слишком поздно — восстание переросло в войну. В том же году правитель Сирии Гай Цестий Галл вводит войска в Иудею для подавления мятежа, но терпит разгромное поражение под Иерусалимом. Иудея возвращается к теократическому правлению, во главе восставших — первосвященник Анна бен Анна, — сын того самого Анна, спланировавшего убийство Христа! Того самого Анна, чей род будет проклят Иосифом Флавием буквально через несколько лет.
За эйфорией первых побед приходит быстрое отрезвление. В Иудею вторгается Веспасиан с 60 тысячной армией. Города и крепости падают, население уничтожается десятками тысяч. Уцелевшие отряды зелотов-сикариев стекаются к Иерусалиму. В 69 году начинается осада. В городе формируется террористическое правление зелотов. Представителей теократического правления (Анна в том числе) убивают.
Здесь следует сделать отступление и заметить. что с точки зрения зелотов вся священническая знать была потенциально опасна. Храмовый аппарат был заточен на соблюдение собственных интересов, и зелоты справедливо полагали, что теократы их предадут при первой возможности. Думаю, что род Анна был вырезан под корень полностью, а многие влиятельные фамилии были сильно прорежены во избежание любых тайных переговоров с римлянами.
В 70 году Тит Флавий Веспасиан берет штурмом Иерусалим, сжигает Храм Соломона и приказывает перепахать Храмовую гору с солью. На территории Храма Флавий приказывает расположить 10 легион, а Храмовой подать (которую евреи платили по закону Моисея) посылать на нужды храма Юпитеру Капитолийскому в Риме. Сопротивляющихся распинать.
Из 2 миллионного населения Иудеи, 600 тысяч было убито, сколько умерло от болезней и голода не известно. Оставшихся в живых отправляли на рудники. Иудея была разделена на участки и распродана новым поселенцам.
Цена богоубийства! Цена хитрой, умной... слепой элиты.